Конференция ЮНЕСКО без ЮНЕСКО

(заметки участника)

Сергей Бадаев

январь 2002 г.


О том, что в Прашанти Нилаям состоится международная образовательная конференция с участием ЮНЕСКО, д-р Артонг Джумсаи, директор Института Образования Сатья Саи в Таиланде, публично объявил летом 1999 г.
Саи Организация с 1969 г. ведет образовательную деятельность по программе SSEHV (Sathya Sai Education in Human Values), направленную на воспитание в детях нравственных качеств характера и духовности в соответствии с учением Саи Бабы. Весной 2000 г. были разосланы анкеты и программы для участников, и в разных странах уже подыскивались достойные кандидатуры. Каждая страна должна была оплатить поездку 2-3 участникам, не являющимся членами Саи Организации. Заранее составлялись списки особо почетных участников из числа профессоров, министров и других высокопоставленных лиц. Цель конференции, как она была публично объявлена д-ром Джумсаи, - познакомить мировую общественность, в первую очередь тех, кто может повлиять на политику в области образования, с программой духовно-нравственного воспитания SSEHV. Однако официальное название конференции звучало в программе так: "Укрепление образования, основанного на ценностях. Инновационные подходы в подготовке учителей для дела мира и международного взаимопонимания." Казалось, что оно не совсем точно передает основную идею конференции. В числе участников и организаторов числились ЮНЕСКО, Университет Флиндерса (Австралия) и Институт Образования Сатья Саи (Таиланд). Конференция должна была проходить в Прашанти Нилаям, ашраме Саи Бабы, в Индии с 25-го по 29-е сентября 2000 г.
В самый разгар подготовки к конференции по Саи Организации было разослано письмо, в котором говорилось, что ЮНЕСКО и Университет Флиндерса вышли из состава организаторов конференции и отказались от участия в ней. Никаких причин такого внезапного решения не сообщалось. Те, кто занимался приглашением именитых гостей, попали в очень неприятную ситуацию: им нужно было объявить приглашенным участникам о выходе ЮНЕСКО и Университета Флиндерса, но у них не было никакой информации, объясняющей такое неожиданное решение этих организаций. В то время я еще не знал, что в Интернете уже было опубликовано официальное письмо из штаб-квартиры ЮНЕСКО в Париже, объясняющее это решение. В письме говорилось о том, что ЮНЕСКО не будет участвовать в этой конференции и выражает озабоченность по поводу широко распространившейся информации о сексуальных злоупотреблениях по отношению к несовершеннолетним со стороны лидера движения Сатья Саи Бабы. [1].
Естественно, часть приглашенных участников отазалась от участия в конференции, и тогда организаторы разрешили принять участие в ней всем желающим из числа членов Саи Организации, занятых в программе SSEHV. В итоге около половины участников были членами Саи Организации.
Большинство докладчиков говорили о том, что образование должно вести к развитию нравственных качеств характера и что многие проблемы современного человечества - это проблемы духовно-нравственные, а не проблемы недостатка знаний. Среди выступавших лишь несколько человек занимались непосредственной работой по программе SSEHV, но ни один из них не стал в своих выступлениях рассматривать ни теоретические, ни прикладные аспекты программы. Ни один из них не дал обзора истории развития программы в Индии и за рубежом. Ни один из них не дал обзора текущего положения дел в работе Саи Организации по программе SSEHV. Отсутствовали и какие-либо статистические данные. Странным показался также тот факт, что Т.Мейер, директор европейского института ESSE (European Sathya Sai Education Institute), курирующего это образовательное направление в Европе, вообще не числился в списке докладчиков, хотя и присутствовал на конференции. [2]
В качестве заключительного документа была принята декларация, в которой подчеркивалась значимость общечеловеческих ценностей для всех сфер человеческой жизни и, особенно, для образования. Эту декларацию предполагалось разослать по всем инстанциям, включая и ЮНЕСКО. Проект декларации был заготовлен д-ром Джумсаи, и когда он был роздан, естественно возникли разные точки зрения по поводу формулировок. Участникам было сказано, что у конференции нет времени на серьезную работу с текстом, поэтому либо конференциия остается без итогового документа, либо все желающие сдают письменно свои предложения д-ру Джумсаи, и он отредактирует текст, постараясь их учесть. Второе предложение было принято в конечном счете, и на следующий день участникам конференции был роздан окончательный вариант декларации. [3]
Примечательно, что в декларации говорится о необходимости контакта и взаимодействия между педагогами, работающими в сфере воспитания для обмена опытом и идеями. В проекте декларации Институт Образования Сатья Саи (Таиланд) предлагал взять на себя роль организатора и координатора такого обмена и создания информационной сети. Подобные предложения звучали не раз и на других семинарах. Однако и по сей день такой сети нет даже внутри самой Саи Организации. Более того, мои несанкционированные контакты как национального координатора по образованию с педагогами из других регионов были запрещены зональным председателем Т.Мейером. Мои просьбы к нему помочь наладить контакт с педагогами, работающими по программе SSEHV в Европе, остались без ответа.
В целом эта конференция совершенно не соответствовала тем целям, которые были заявлены. Возможно, у нее были какие-то другие, не заявленные цели. Некоторые участники считали самым главным достижением конференции само пребывание стольких гостей в божественном присутствии Бхагавана Бабы. Все выступающие говорили в самых общих чертах о важности общечеловеческих ценностей, как будто кто-либо из собравшихся сомневался в этом или имел другую точку зрения. Вернувшись в Россию, я часто оказывался в неловком положении, так как многие преданные Саи Бабы связывали с этой конференцией на пороге нового тысячелетия большие грядущие перемены. Мне же приходилось извиняться за то, что я не могу передать им практически никакой информации, которая могла бы оправдать их ожидания.
Интересно отметить, что эта конференция, похоже, была типичной для тех конференций и семинаров, которые проводятся Саи Организацией в Прашанти Нилаям и за рубежом. Я был участником до этого двух семинаров для учителей и инструкторов в Прашанти Нилаям в 1998 и 1999 годах а также ряда семинаров, проводимых европейским Институтом ESSE. Для них был характерен довольно низкий профессиональный уровень. Возможно, это связано с тем, что многие люди, работающие по программе SSEHV, не являются профессиональными педагогами. Содержательно эти семинары были построены так, как будто человек впервые слышит о программе SSEHV. Поэтому после первого такого семинара я для себя ничего нового уже на этих встречах не услышал. Меня также всегда удивляло на таких семинарах и конференциях, что о детях практически ничего не говорилось, что выступающие часто цитировали Саи Бабу и совсем не обращались к мировому педагогическому наследию. Казалось, что вся эта работа идет в каком-то педагогическом вакууме, в полном отрыве от того, что уже сделано человечеством в этом направлении. [4] Возникало временами ощущение, что программа SSEHV подается так, как будто это единственная в мире программа духовно-нравственного образования.
Есть еще одна странная деталь относительно образовательных семинаров и конференций проводимых в ашраме Прашанти Нилаям. Несмотря на то, что эти образовательные мероприятия проходят в ашраме, где по соседству находятся начальная и средняя школы, основанные Саи Бабой, а также Институт Высшего Познания (Institute of Higher Learning), имеющий статус университета, ректором которого является сам Саи Баба, ни разу ни на одной конференции (включая сентябрь 2000 г.) или семинаре не было организовано посещение этих образовательных учреждений. Это тем более странно, что о них говорят, как о модельных учебных заведениях для всего мира. Эта странная особенность была замечена мной недавно, хотя казалось бы она лежит на поверхности.
Таким образом, хотя эта конференция проходила в ашраме Прашанти Нилаям, и хотя Саи Баба выступал в речью на открытии и на закрытии конференции, это не спасло конференцию от серьезных недостатков. С академической точки зрения она была достаточно аморфной и не информативной. Вряд ли она была вдохновляющей с духовной точки зрения - многим участникам, преданным Саи Бабы, пришлось выслушивать длинные речи без какого-либо упоминания Саи Бабы или его учения и даже иногда жертвовать временем даршана, т.е. временем, когда они имеют возможность видеть Саи Бабу на территории храма. Эту конференцию нельзя считать удавшейся, так как она не достигла заявленных целей.
Похоже, что для Саи Организации крайне трудно признавать свои ошибки и неудачи. Может быть, это результат дословного следования наставлению Саи Бабы "видеть только хорошее, слышать только хорошее и т.д.". Может быть, это желание не уронить свой престиж и сохранить свой имидж организации, у которой не может быть неудач, так как ее духовным лидером является сам воплощенный Господь Бог.
В любом случае, после того, что произошло с так называемой конференцией ЮНЕСКО в сентябре 2000 г., со стороны журнала "Санатана Саратхи" было некорректно напечатать на своих страницах, что "Д-р Леонарда Джекантайте, генеральный секретарь ЮНЕСКО (Литва) представила свой доклад." (Sanathana Sarathi, v.43, October 2000, p.317). Хотя она действительно имеет статус "генерального секретаря" литовского отделения ЮНЕСКО, она не была уполномочена представлять ЮНЕСКО на конференции. Она подтвердила это по электронной почте Роберту Придди, когда он уточнял информацию, связанную с этой конференцией. Она заявила, что она принимала участие в конференции как частное лицо, интересующееся восточной моделью воспитания общечеловеческих ценностей. Публикация в "Санатана Саратхи" оставляет у читателя ложное впечатление, что д-р Джекантайте присутствовала на конференции в качестве официального представителя ЮНЕСКО.
Также было достаточно странно и неожиданно прочитать в речи И.Шаха, международного председателя Саи Организации, на открытии 7-й Всемирной конференции (ноябрь 2000 г., Прашанти Нилаям) следующие слова: "В связи с этим разрешите мне сообщить вам, что американский журнал "Week" решил отдать дань уважения конференции ЮНЕСКО, проведенной в Прашанти Нилаям, и осветить послание Бхагавана "Ценности для всех". (20.11.2000. Mатериалы 7-й Всемирной конференции Саи Организации). В конце концов не так важно, напечатал ли журнал "Week" что-нибудь об этой конференции, или нет. Важно, что И.Шах сознательно дезинформировал своих духовных братьев и сестер, использовав имя ЮНЕСКО для обозначения конференции, которая ничего общего с ЮНЕСКО не имела.

Примечания

[1] Письмо ЮНЕСКО является заявлением для прессы.

ЮНЕСКО ВЫХОДИТ ИЗ КОНФЕРЕНЦИИ

Париж, 15 сентября - ЮНЕСКО приняло решение не спонсировать и не принимать участие в конференции, которую оно собиралось организовывать совместно с Институтом Образования Сатья Саи (ISSE, Таиланд) и Институтом Международного Образования Уиверситета Флиндерса (Австралия) в Путтапарти, Индия, с 25 по 29 сентября. Это решение означает, что ЮНЕСКО более не связано никаким образом - ни через спонсирование, ни через организацию, ни через участие какого-либо рода - с конференцией "Укрепление образования, основанного на ценностях. Инновационные подходы в подготовке учителей для дела мира и международного взаимопонимания."

Выход ЮНЕСКО обусловлен несколькими факторами. Определенные решения, такие как проведение некоторых встреч в ашраме движения Сатья Саи в Путтапарти и включение некоторых докладчиков в программу конференциии без их предвартельного согласия, были приняты Институтом ISSE без консультаций. Кроме того, Организация глубоко озабочена широко распространившимся обвинениями в сексуальных злоупотреблениях по отношению к детям и молодым людям, выдвинутых против лидера этого движения Сатья Саи Бабы. Хотя это не входит в сферу полномочий ЮНЕСКО делать заявления по этому вопросу, Организациия хочет еще раз выразить свою твердую моральную и деятельную решимость противостоять сексуальной эксплуатации детей, согласно Конвенции Организации Объединенных Наций по Правам Ребенка, которая обязывает государства защищать детей от всех форм сексуальной эксплуатации и насилия.

Английский текст этого документа можно найти на сайте www.exbaba.com, секция "Letters".

[2] Европейский Институт Образования Сатья Саи (ESSE) находится в Дании. Им руководит Т.Мейер, который является также должностным лицом в Саи Организации, председателем 4-й зоны (Северная Европа и страны бывшего Восточного Блока). Институт организован не позднее 1990 г. Деятельность Института сводится к проведению семинаров по подготовке учителей командой международных инструкторов (5-7 человек). В настоящее время институт преобразуется в Академию Образования Сатья Саи.
Согласно статье из газеты "The Hindu" Институт Образования Сатья Саи в Таиланде (ISSE, Thailand) был образован в 1998 г. В 1999 г. в Бомбее, Индия, открылось его индийское отделение, а в 2000 г. африканское отделение в Замбии. В статье утверждается, что во многих странах открылись свои отделения этого Института, однако более подробной информации не приводится.
Европейский институт ESSE в статье не упоминается ("The Hindu", September 25, 2000, p.15). Этот факт, а также тот факт, что Т.Мейер не попал в список докладчиков конференции, могут указывать на существование конкуренции и борьбы за сферы влияния между европейским (Дания) и азиатским (Таиланд) Институтами Образования Сатья Саи.
[3] Ниже приводится текст декларации, принятой на конференции.

Декларация Прашанти Нилаям
29 сентября 2000 г.
Общечеловеческие ценности для всех посредством образования

Шестьсот пятьдесят участников из 78 стран собрались в Прашанти Нилаям в Путтапарти, Андхра Прадеш, Индия, в период с 25 по 29 сентября, чтобы принять участие в международной конференции "Укрепление образования, основанного на ценностях". В рамках конференции в течение пяти дней проходил взаимный обмен мнениями, который внес свой вклад в развитие международной сети информационного обмена.

Участники едины в своем желании и намерении укреплять образование, основанное на ценностях, во всем мире и согласны, что за пять дней невозможно досконально рассмотреть все разнообразие возможностей, культурных и местных особенностей, от которых зависит достижение этой важной цели. Несмотря на разнообразие представленных точек зрения, высказанных во время конференции, существует общее убеждение в том, что все дети и молодые люди должны иметь образование, основанное на положительных ценностях.

НАСТОЯЩИМ ЗАЯВЛЯЕТСЯ

Все дети имеют право на равные возможности в получении наилучшего и бесплатного образования, которое ведет к хорошему характеру и человеческому совершенству;

Общечеловеческие ценности должны быть интегральной частью всех предметов, изучаемых в образовательных системах всего мира;

Все правительства должны поощрять развитие и внедрение законодательства и политики, направленные на то, чтобы образование, основанное на ценностях, стало интегральной частью подготовки учителей, профессионального развития и образовательного опыта учащихся;

Образование, основанное на общечеловеческих ценностях, мире и международном взаимопонимании должно пронизывать всю программу подготовки и переподготовки учителей;

Для того, чтобы воплотить вышесказанное, будет создана добровольная сеть педагогов, разделяющих идею человеческого совершенства как главной образовательной цели, для обмена идеями и опытом и для развития образования, основанного на ценностях.

Декларация Прашанти Нилаям будет представлена ЮНЕСКО, Организации Объединенных Наций и другим международным организациям для дальнейшего рассмотрения и действий.

Стоит также отметить тот факт, что в зале EHV в помещении североиндийской (пенджабской) столовой, где происходили заседания конференции и обсуждение заключительной декларации, может разместиться примерно 200-300 человек. Поэтому цифра 650 участников конференции кажется неоправданно завышенной.

[4] В области нравственного развития основополагающими теориями считаются: (а) теория когнитивного развития (J.Piaget, L.Kohlberg, etc.); (б) теория социального научения (E.Durkheim, B.F.Skinner, etc.); (в) психоаналитическая теория (S.Freud, etc.). Воспитание нравственности, особенно в системе школьного образования, так или иначе соотносится с какой-либо из этих теорий и может включать в себя следующие подходы: (1) прояснение ценностей; (2) ценностный анализ; (3) набор ценностей и др. (Encyclopedia of Education. Pergamon Press, 1985; Encyclopedia of Ethics. St. James Press, 1992). Программа SSEHV не сможет получить международное признание, если она не определит свое место среди уже существующих теорий и подходов к воспитанию нравственности.


(На главную страницу)



Hosted by uCoz