Критика Сатья Саи Бабы

и отношение к ней последователей

Сергей Бадаев

Сентябрь 2005 г.


Начиная примерно с 2000 г. в Интернете накопилась обширная подборка критических материалов о Сатья Саи Бабе (ССБ). (см. например обзор “In the Shadow of Sathya Sai Babaна сайте [1], а также личные странички Роберта Приди [2] и Брайана Стила [3]). Значительная часть этих материалов имеет аналитический характер, и некоторые из них выполнены на академическом уровне. Среди тем, которые обсуждаются критиками ССБ, ложные материализации, подтвержденные целым рядом видео записей, нерасследованные убийства в комнате ССБ в 1993 г., неоправданные притязания на статус божественного воплощения, или Пурна Аватара, и многое другое. Однако темой, которая вызывает наиболее горячие дискуссии, являются сексуальные отношения Сатья Саи Бабы со своими молодыми последователями мужского пола.

Первым важным событием в критике Сатья Саи Бабы можно считать публикацию книги Тэла Брука «Аватар Ночи» в 70-х годах. Историю Тэла Брука вполне можно было бы считать единичным случаем. Однако публикации в Интернете и частные контакты с бывшими преданными ССБ во всем мире показывают, что это не единичный случай, а массовое явление. Это опровергает одно из объяснений сторонников ССБ, что вся критика исходит лишь от горстки разочарованных людей, обделенных вниманием ССБ. Однако, среди его критиков много тех, кто был близок к ССБ, имел много интервью, получал многочисленные подарки и нередко занимал важные посты в его организации. Некоторые последователи ССБ пытаются дискредитировать критику Тэла Брука, используя следующие рассуждения: он евангелический христианин, поэтому его свидетельства нельзя принимать в расчет. Мало того, что это негодная логика, из виду также упускается тот факт, что критика исходит от людей, принадлежащих к широкому спектру культурных и религиозных традиций, включая индуистов и мусульман.

Существенным является также тот факт, что критика, в основном, исходит из среды бывших последователей ССБ. Хотя ясно, что отношение со стороны христианства к ССБ не может не быть критическим, этой критике не уделяется много места, и ССБ фигурирует там среди других много численных восточных гуру (см. например, [4] . Сам факт того, что ССБ открыто признает себя воплощением Бога-Отца, и утверждает, что это он послал Иисуса в наш мир, делает личность ССБ в глазах многих христиан абсолютно неприемлемой. Критика со стороны харизматических течений крайне мала и сводится лишь к тому, чтобы отмежеваться от ССБ (см. например, [5]). Все эти факты не позволяют сводить распространение критических материалов о ССБ к конкурентной борьбе за влияние между различными харизматическими движениями, которых в южной Индии немало (Калки Аватар, Сатчитанада Ганапати Свами, Амританандамайи и др.).

Эта статья концентрируется на различиях в отношении последователей ССБ к вопросу о сексуальных злоупотреблениях. Ключевой вопрос можно сформулировать так: действительно ли ССБ имел сексуальные отношения со своими последователями и, если да, то каков смысл, или в чем суть, этих отношений?

Если не принимать в расчет тех, кто никогда не слышал об обвинениях в адрес ССБ, его последователи могут быть разделены на две большие группы по их отношению к этой негативной информации. С одной стороны, это те, кто верит, что таких отношений вообще не существовало. Они пытаются верить, что негативная информация о ССБ – это ничто иное, как слухи, которым ССБ позволяет циркулировать для того, чтобы проверить преданность своих последователей и отделить зерна от плевел. С другой стороны, это те, кто допускает, что такие отношения действительно существуют, но пытаются интерпретировать их особым духовным образом. Этим двум типам последователей не суждено понять друг друга или прийти к согласию в этом вопросе, тем более что ни Сатья Саи Организация, ни ССБ не предпринимают ни малейших усилий для того, чтобы прояснить этот острый вопрос.

Те, кто не верит в реальность обвинений в адрес ССБ, могут найти себе поддержку в его выступлениях (особенно на Рождество 2000 г.), где он говорит о клевете в его адрес, или в официальном письме г-на Веджпаи, бывшего премьер-министра Индии, где он называет обвинения в адрес ССБ «дикими, безрассудными и состряпанными». Большой поддержкой им могут служить объяснения такого типа, что в присутствии ССБ сознание человека настолько изменяется, что уже нельзя с уверенностью сказать, произошло ли нечто в действительности или же это было лишь своего рода галлюцинацией, сном наяву. Примерно такое объяснение предлагает проф. Питер Прузан, последователь ССБ, в датском документальном фильме «Соблазненные».

Однако немалая доля последователей имеет свидетельства либо из первых рук, либо от людей, которым они не могут не верить. Они не могут отрицать существование подобных отношений, не насилуя свой здравый смысл. И они не могут принять это, не вступая в противоречие со своим нравственным и гражданским долгом. И тогда для них встает проблема объяснения и интерпретации. Если эти действия ССБ представляют собой проявление сексуального желания, то есть человеческой природы, то тогда ССБ никакой не Бог и не просветленная личность, у которой отсутствуют все мирские желания (и это абсолютно не зависит от того, признаем ли мы реальность всех тех чудес и благотворительных проектов, которые связываются с его именем). Тогда это просто гомосексуальный промискуитет, беспорядочные гомосексуальные половые отношения, а также сексуальные злоупотребления по отношению к несовершеннолетним. Это даже не то, что понимается под гомосексуальной любовью. В этом случае все рушится: вера, надежды, устремления. Человек остается один на один с чудовищным обманом.

Характерным примером подобного кризиса могут служить публичные свидетельства одного из русских преданных (Р.). Когда он описывал свой кризис, он сказал, что для него ССБ, как Аватар, как божественный учитель, сделал очень много. Он изменил кардинально всю его жизнь. Все те положительные изменения, которые в нем произошли за несколько лет, он связывал непосредственно с ССБ, с его поддержкой и его духовным водительством. Когда он узнал всю эту негативную информацию, он был в шоке. В нем поднялась волна сомнений. Вся его жизнь стала рушиться. И тогда он провел анализ: на одну чашу весов он мысленно поместил все положительное, что связано в моей жизни с ССБ, а на другую чашу весов всю негативную информацию со всеми вытекающими последствиями. После этого он принял решение – он остается верен ССБ, а всю негативную информацию удаляет из своего сознания. Он сказал, что не утверждает, что вся эта информация ложная, но он сказал, что не собирается ее анализировать, он просто игнорирует ее, а полагаться будет на свой личный положительный опыт отношений с ССБ. Этот искренний рассказ показывает, как могут действовать защитные механизмы психики. Таких людей нельзя винить, ибо для них это вопрос психологической жизни и смерти. Одна русская преданная (Т.П.) выразила это еще более ярко. Она сказала: «Когда я начинаю думать об этой негативной информации, я начинаю умирать». Характерным является также эмоциональное замечание одного из администраторов форума «Сатья Саи Ру» (С.М.), когда он пытался остановить обсуждение критической информации на форуме [6]. На предложение обратиться к фактам, он сказал: «Не нужны мне ваши факты». Вероятно, он имел в виду, что он выносит свои суждения о ССБ, основываясь на своем собственном опыте, и ему не нужно для этого знать, что произошло с другими людьми. Но это крайне противоречивая и непоследовательная позиция, потому что многие последователи ССБ отвергают негативную информацию, которая не соответствует их личному опыту общения с ССБ,
но при этом совершенно некритично принимают на веру все домыслы и слухи, которые поддерживают их миф о ССБ.

Такое фрагментирование реальности, то есть вытеснение, игнорирование отдельных ее сторон хорошо известно в психологии. Это часто приводит к так называемому когнитивному диссонансу и может обернуться серьезными психологическими проблемами. Видимо, поэтому некоторые последователи, как, например, Рам Дас Ол (Ram Das Awle) [7], пытаются увидеть за этой негативной информацией искаженное восприятие тантрических ритуалов духовной инициации или специфических приемов целительства. В качестве последнего аргумента остается идея о том, что действия просветленных учителей, типа ССБ, недоступны для понимания людей с обычным ограниченным сознанием.

Для некоторых последователей ССБ характерно явление психологического переноса, когда фигура ССБ воспринимается как фигура родителя. Не случайно поэтому они называют ССБ «мама-Саи», некоторые называют его «папочкой». Само его имя «Саи Баба» интерпретируется как «божественный мать-отец». Интересно замечание одного русского последователя (С.Б.), который, столкнувшись с негативной информацией, допускал с высокой долей вероятности ее истинность. Однако это не повлекло за собой отказ от ССБ или попытки хотя бы разобраться с обвинениями в его адрес. Он пояснил свою позицию следующим образом: «Я погибал, а ССБ спас меня. Он для меня как отец. А от родителей не отказываются, какие бы они ни были».

Другим специфическим примером может служить Джеральд «Джо» Морено (см. его сайт [8]). Он фокусируется на критике тех, кто критикует ССБ. Пытаясь опровергнуть обвинения в адрес ССБ, опровергая его критиков, он претендует на непредвзятость, честность и скрупулезность. Однако результаты его деятельности прямо противоположны. Он крайне ревностно замечает каждый «сучок в глазу» критиков ССБ, но при этом упорно игнорирует «бревно в глазу» ССБ и его защитников. Он легко переходит на личности, забывая об им самим установленных стандартах .

И совсем крайней позицией можно считать позицию одной русской преданной (С.Л.), которая постоянно проживает в Италии. В разговоре со мной она сказала, что прекрасно осведомлена о подобных контактах ССБ и что она иногда разговаривает с юношами, чтобы подготовить их к возможным контактам подобного рода. Она добавила, что ее любовь к ССБ настолько велика, что она с удовольствием стала бы юношей для того, чтобы иметь сексуальные отношения с ним.

За последние 3-4 года тема ССБ не раз поднималась на различных русскоязычных форумах. На форуме последователей ССБ «Сатья Саи Ру» малейшая критика в адрес ССБ удаляется недремлющей группой администраторов. Этот форум не обсуждает даже тему Сатья Саи Организации, потому что это может бросить тень и на ССБ. На многих сторонних форумах, не связанных такими жесткими ограничениями, тема ССБ возникает, как правило, в качестве дилеммы: кто такой ССБ? Духовный учитель, Аватар, божественная сущность или шарлатан, педофил и обманщик? Все попытки последователей ССБ игнорировать эту дилемму не могут остановить распространение этого двойного имиджа ССБ. Одним из типов реакции на обвинения в сексуальных злоупотреблениях является попытка обвинить самих критиков в гомосексуальных наклонностях и педофилии. Подобную реакцию можно было наблюдать на сайте веб-мастера Бон Джованни (причем это было сделано анонимно), также этот прием был применен Джеральдом Морено и Лизой де Витт против Рейнера ван дер Сандта, который является веб-мастером сайта ExBaba.com, и других активных критиков. Кроме этого в датском документальном фильме и связанном с ним телевизионных программах прозвучали обвинения в педофилии в адрес Кони Ларссона со стороны лидеров датской организации Сатья Саи, находящейся под контролем Торбьорна Мейера. Это известная техника отвлечения внимания от первоначальных обвинений.

Хотя многие последователи верят до сих пор, что слава ССБ будет распространяться по всему миру, очевидно, что черная тень будет также следовать за ним повсюду. Уже сегодня можно сказать, что ССБ, как противоречивая фигура, стоит в одном ряду с такими двусмысленными фигурами как Ошо (Раджниш), Муктананда, Шри Чинмой, Ади Да, Крийянанда (Дж. Доналд Уолтер) и др. И среди тех последователей ССБ, кто ценит честность, всегда будут простодушные и наивные люди с ограниченным кругозором, которые попросту не обращают внимания на обвинения, и те ищущие, которые при всем своем желании быть искренними и открытыми по отношению к людям и окружающему миру будут носить в душе бремя внутренней борьбы, недосказанности и табу.


Ссылки:
(1)
http://www.saiguru.net/english/last_updates/shadowindex.htm
(2)
http://home.no.net/anir/Sai/
(3)
http://bdsteel.tripod.com/More/
(4)
http://www.apolresearch.org/win/disphtml_win.php3?id=217
http://iriney.vinchi.ru/sects/baba/news001.htm
(5)
http://shirdisai.vnd.ru/
(6)
http://forum.sathyasai.ru/index.php?action=vtopic&forum=6
(7)
К сожалению, в русском варианте автор текста не указан.
http://www.saibaba-aclearview.com/russian/contents1.html
Имя автора можно видеть на английском сайте
http://www.saibaba-aclearview.com/
(8)
http://saisathyasai.com

(На главную страницу)



Hosted by uCoz