Жизнь в университете Сатья Саи Бабы

Картик Ваддади

16 мая 2011 г.

(http://kartbits.wordpress.com/2011/05/)



Так как недавно тема Сатья Саи Бабы активно мелькала в новостях, я хотел бы поделиться своими мыслями относительно жизни в университете Сатья Саи, на случай если вы или кто-то из ваших друзей рассматривает для себя возможность поступления в это учреждение. Я сомневаюсь, что после смерти Сатья Саи Бабы будет много желающих учиться в его университете. На самом деле, я не думаю, что стоило учиться там, даже когда он был жив.

Хочу напомнить, что университет ставит своей целью как светское, так и духовное образование, так сказать в одной упаковке. К сожалению, это отрицательно сказывается и на том, и на другом, только если вы не выбираете для себя полностью соглашаться во всем с Саи Бабой и тем образом жизни, которому они учат. Но это получается единственная польза, а цену вы платите огромную.

Проблема с университетом, в котором учиться можно только с проживанием, заключается в том, что это плохое место для учебы и, в более общем смысле, плохое место для жизни или взросления. Прежде всего нужно понять, что возможности там крайне ограничены. Я изучал компьютеры и информационные технологии, и у нас практически не было доступа в Интернет, а обладание собственным компьютером не поощрялось. Почему? Потому что, как говорило университетское начальство, студенты начнут злоупотреблять этим и начнут смотреть фильмы. О, ужас! Проблема проистекает из их понимания дисциплины - они считают, что студенты не должны делать ничего из того, что они не одобряют. Смотреть фильмы, слушать музыку - это считается безнравственным. Это похоже на министерство талибов по поддержанию добродетели и предотвращению порока. Вы не можете какие-то курсы прослушать дополнительно в другом университете, так как неизвестно, чем вы будете заниматься, когда окажетесь за пределами университетского кампуса. Кстати, студентам разрешается покидать кампус только один раз в 6 месяцев, а иногда только раз в год. Это место оказывается не только в переносном смысле, но и в буквальном смысле тюрьмой. Если вдруг узнают, что студенты Свами (так сам Саи Баба называл их) смотрят фильмы, то что о них подумают люди?

Поэтому это реакция на уровне рефлекса - подавлять все, что могло бы выглядеть плохим, независимо от того, чем это может обернуться для жертвы. Ваша жизнь была бы очень угнетающей, если бы вам нужно было бы жить так, чтобы всем угодить, но это именно то, что они пытались делать здесь. Поэтому никаких ноутбуков, никакого слушания музыки, никаких мобильных телефонов. Никто не задается вопросом, в чем заключается основная цель университета, если вы не можете учиться, если вы не можете общаться с вашими родными, которые остались дома. Они считают, что это не важно, так как вы, в любом случае, должны развивать отрешенность. Я не шучу. Это звучит очень по-детски, но ирония в том, что университетское начальство является менее зрелым и взрослым, чем те студенты, которых они учат.

Университетское начальство - это не единственные люди, которые приглядывают за студентами. Для этой работы они вербуют также "шпионов" из среды самих студентов. Я опять-же не шучу. Это как мини-ЦРУ. Я уверен, что это забавно выглядит в фильме, но это очень токсическая среда для реальной жизни и взросления.

Настоящая проблема заключается в том, что у вас не остается пространства, чтобы подумать о том, какими принципами вы хотели бы руководствоваться в своей жизни и какой деятельностью вы хотели бы ее наполнить. Пока вы учитесь в колледже, вы должны для себя решить, какой жизнью вы хотели бы жить дальше, и для этого требуется определенный уровень свободы. Если у вас такой свободы нет, то это действует угнетающе, также как если бы по мере вашего роста вас ограничивали пределами детской коляски.

Без такой свободы, крайне необходимой для реальной жизни, это место становится интеллектуальной тюрьмой. Там есть определенные одобряемые виды музыки, одобряемые театральные постановки (в основном духовные) и так далее. Университет утверждает, что он готовит разносторонне развитых людей, и это так, если у вас нет собственных предпочтений или вкусов.

Другой урок заключается в том, чтобы не соединять светское образование с "духовным". Кавычки здесь использованы потому, что далеко не все согласятся, что смотреть фильмы - это моральная проблема. Когда вы соединяете светское и духовное образование, вы не успеваете ни в том, ни в другом. Я не могу сказать, что я вырос духовно в каком-то смысле.

И вы не должны задавать вопросы. В этом месте от вас ждут скорее бездумного согласия, чем здорового отношения давать-и-брать. Вы не должны ставить под вопрос "старших", потому что Сатья Саи Баба говорит о том, что вы должны уважать старших. Философия Сатья Саи Бабы иногда напоминает эпизоды из Монти Пайтон. Все знают, что, если какой-то группе в любом обществе начинают оказывать безусловное уважение, с течением времени они все меньше и меньше его заслуживают. Один из примеров - это профессор, который часто выступал с яркими лекциями о контроле над чувствами, о том, как не поддаваться искушениям, и так далее. При этом в своем ноутбуке он хранил фотографии обнаженных женщин. А также, как мы это между собой говорили, "интересовался" одним юношей из числа своих студентов. Другой профессор в течение месяца вообще не удосужился прочитать нам ни одной лекции. Мы не можем слепо почитать наших старших, потому что не все из них заслуживают нашего почтения. На самом деле, нет смысла изображать почтение. Вы можете уважать кого-то, только если вы считаете, что этот человек может вас чему-то научить самим опытом своей жизни. В противном случае это почтение только на словах.

Поэтому ученики учатся не говорить вслух о том, что они действительно думают, при условии, что у них остались свои собственные взгляды, до которых еще не добралась система. Студенты учатся соглашаться с начальством в лицо и делать то, что они хотят, у них за спинами до тех пор, пока они не пойманы. И это та самая подготовка, которую вы рассчитываете получить?

Например, у нас была ролевая ситуация, в которой вы являетесь работником компании и ваш босс в вашем присутствии ругает вашего подчиненного за проступок, который тот не совершал. Как бы вы поступили в такой ситуации? Большинство сказали, что они промолчали бы, а потом наедине со своим подчиненным сказали бы ему, что он не виноват. Если бы я был подчиненным, я бы не хотел, чтобы у меня был такой начальник, но это именно тот тип людей, который воспитывается в этом месте.

Не только студенты становятся инфантильными в таких условиях. После того как я закончил свой первый семестр по химии и начал второй, профессор, который вел первый семестр отругал меня за то, что я в течение первого семестра задавал слишком много вопросов. Почему он не сказал мне ничего в течение первого семестра? Потому что профессор со второго семестра отругал его за то, что он позволил мне выработать привычку задавать слишком много вопросов. Взрослому человеку не подобает вести себя таким образом, но в этом месте никто не привык самостоятельно мыслить. Что уж говорить о том, чтобы винить студента за то, что он задает много вопросов. Это можно посчитать смешным, если бы это не было так разрушительно и унизительно для самого студента. В течение второго семестра новый профессор игнорировал меня, иногда не позволяя задать ни одного вопроса в течение часовой лекции. Он попросту игнорировал меня, что было унизительно для меня и привело к тому, что я перестал заниматься. Это, наверное, самое худшее из того, что вы можете сделать для ученика - убить в нем желание учиться. Этот человек, вероятно, не задумывался, почему он здесь, в чем его цель как профессора. Доктор Сундарешан был бы более полезен обществу, если бы он работал в конторе по доставке пиццы.

Если никто - ни твои сокурсники студенты, ни преподаватели - не умеют самостоятельно мыслить, то во что может превратиться такое место, как не в психическую тюрьму, в которой разрушается дух?

Во всяком случае, в дальнейшем я просто заучивал материал, выкладывал его на экзаменах и двигался дальше. Тем более что на экзаменах проверялось скорее бездумное запоминание, чем способность размышлять. Позже я обнаружил, что руководитель факультета компьютеров и информационных технологий не знал, как закрыть сервер Линукса ("нажми кнопку power"!) и не имел ни малейшего понятия по теме диссертации, по которой он номинально являлся руководителем студента (меня). Готов спорить, что он не отличит по внешнему виду компьютер от автомата по продаже напитков и чипсов. При этом он давал мне наставления о том, как я должен писать свой отчет.

Итак, если университет Сатья Саи был таким никудышным местом для учебы и таким угнетающим местом для жизни, давал ли он, по крайней мере, какое-то духовное образование, о котором так много говорилось? К сожалению, учение (используя это мягкое слово) Сатья Саи Бабы было полно противоречий и не стоило той бумаги, на которой оно было напечатано. Оно часто подрывало веру в себя и угнетало почти в духе Талибана, например, когда Сатья Саи Баба говорил, что дети, которые не уважают своих старших, недостойны жить.

В другой раз он сказал, что Интернет - это мусорная корзина, потому что, по-видимому, кто-то сказал ему, что в Интернете есть какой-то материал, который не согласуется с его взглядами. Извини, Баба, но Интернет - это величайшее достижение нашего века, и если ты не понимаешь этого, то ты просто глупец, а не гуру, который ведет людей к просветлению. Я имею в виду, что если бы Бог спустился на Землю, он бы, по крайней мере, знал, что такое Интернет.

До свидания Баба. Миру будет лучше без тебя и твоего университета.

Примечание: Все это не означает, что я не благодарен Сатья Саи Бабе и университету за то, что в течение многих лет они давали мне бесплатное образование. Я глубоко благодарен. Я долго раздумывал, не будет ли правильнее просто отойти в сторону, после того как я так много получил благодаря их щедрости. В конечном счете я пришел к выводу, что так как я не считаю университет Сатья Саи Бабы хорошим колледжем, было бы неправильно жертвовать им деньги, хотя я им пожертвовал некоторую скромную сумму. Вместо этого я планирую пожертвовать на другие стоящие проекты в нужное время. Я твердо решил - я должен вернуть миру то, что получил.

Но это не отменяет того факта, что учеба в этом колледже не стоит тех интеллектуальных и эмоциональных затрат, которые с этим связаны. Спустя годы после окончания этого колледжа я чувствую дискомфорт при общении с людьми, испытываю недоверие в группах и, в целом, не настолько счастлив, насколько мог бы, если бы я учился в другом колледже.

(На главную страницу)



Hosted by uCoz