Скрытая программа Сатья Саи «образования»

Сергей Бадаев

Июль 2006 г.




Последователи Сатья Саи Бабы хорошо знают программу духовного образования Сатья Саи, которая провозглашает своей целью духовное и нравственное развитие человека. Эта программа опирается на общечеловеческие ценности, которые обычно в кратком виде представляются в виде 5 основных ценностей: истина (сатья), праведность (дхарма), мир (шанти), любовь (према) и ненасилие (ахимса). Эта программа известна также под некоторыми другими названиями, такими как Программа воспитания общечеловеческих ценностей и программа "Эдьюкаре". Она направлена в первую очередь на детей и молодежь и проводится в жизнь международной Организацией Сатья Саи, благословленной на эту деятельность Сатья Саи Бабой. Некоторые критические статьи об этой программе можно найти на сайтах www.saiguru.net , www.exbaba.com и http://home.no.net/abacusa/T.

Однако кроме этой официальной программы, направленной на детей, можно говорить о существовании некоторой системы воздействия на сознание взрослых последователей, которую мы хотели бы обсудить в этой статье. Когда-то в педагогической практике использовался такой подход как "скрытая программа" (hidden curriculum). Суть этого подхода заключалась в том, что участвующий в педагогическом процессе человек не подозревал, что кроме открыто заявленных целей у педагога имеются иные мотивы и цели, скрываемые от остальных участников педагогического процесса. По аналогии с этим можно увидеть, что в деятельности Сатья Саи Бабы и Организации Сатья Саи присутствует то, что можно назвать "скрытой программой" Сатья Саи "образования". Основу этой скрытой программы составляет развитие преданности и подавление критического мышления.

Вот короткая статья из онлайновой энциклопедии “Wikipedia, дающая определение того, что такое критическое мышление. «Критическое мышление представляет собой ментальный процесс анализа или оценки информации, в особенности утверждений или предположений, которые принимаются за истинные. Оно включает в себя процесс размышления над смыслом утверждений, проверки предлагаемых обоснований и доводов и формирования суждения о фактах. Критически мыслящий человек может получать такую информацию путем наблюдений, из опыта, рассуждения и/или посредством общения. Критическое мышление основано на интеллектуальных ценностях таких как ясность, аккуратность, точность, обоснованность, тщательность и беспристрастность».
(http://en.wikipedia.org/wiki/Critical_thinking)
Человек, обладающий критическим мышлением, во-первых, способен самостоятельно приходить к определенным выводам на основе существующих посылок, а не пользуется лишь уже готовыми суждениями. Это важная черта зрелой и автономной личности. Во-вторых, такое мышление способно постигать мир посредством выдвижения гипотез и их последующей проверки. Иными словами, человек, обладающий критическим мышлением, способен к реальному или мысленному эксперименту, позволяющему принять или отвергнуть некоторую гипотезу. В-третьих, и, может быть, это самое главное, критическое мышление способно к критическому анализу своей собственной деятельности, анализируя эффективность своей работы и границы своей применимости.

Интересно отметить тот факт, что критическое мышление не фигурирует в качестве образовательной задачи в официальных программах Сатья Саи Образования. Это является типичным для образовательных программ практически всех религиозных течений и школ. В то же время в образовательных программах многих развитых стран критическому мышлению придается большое значение. Можно даже сказать, что стабильность и эффективность демократического устройства общества впрямую связывается со способностью членов этого общества трезво и критически мыслить. Если критическое мышление заключается в способности приходить к обоснованным суждениям относительно положительных и отрицательных качеств окружающей нас действительности, то критика, как выражение нашего неодобрения того, что мы считаем неправильным или ошибочным, может рассматриваться как составная часть критического мышления. Критика, как возможность и способность выражать свою оценку в цивилизованной форме является важной частью любого общения, так как представляет собой обратную связь. Известно, что Сатья Саи Баба крайне отрицательно относится к критике. "Это великий грех - критиковать других. Бог находится в каждом. Поэтому критика других людей равнозначна критике самого Бога. Не критикуйте и не высмеивайте никого." (14.04.1999. Sanathana Sarathi, v.42, May 1999, p.125). Ситуация, которая не допускает выражения несогласия, может приводить к подавлению критического мышления. Конечно, критика должна быть взвешенной и обоснованной, но попытки остановить любую критику и квалифицировать ее как клевету, как это делают ССБ и его организация, могут подрывать развитие тех самых ценностей, а именно истины и праведности, о которых так много говорится. Кстати, сам ССБ критикует время от времени и своих критиков и своих последователей. Иногда он использует довольно резкие и жесткие слова, но всегда рекомендует помнить, что за этим стоит его божественная любовь.

Как же реализуется эта скрытая программа, о которой упоминалось выше? Это не делается в лоб. Прежде всего, для заинтересовавшихся предлагается "исследовать" Сатья Саи Бабу и убедиться в его "божественности" на собственном опыте. На практике это означает следующее: поговорить с его последователями (т.е. с теми, кто уже имеет этот опыт "божественности") и почитать что-либо из многочисленных книг, где описываются проявления его "божественности" (его "божественные" игры, или "лилы"). И, наконец, съездить в один из его ашрамов и получить непосредственный опыт. У людей, которые приезжают в ашрамы Сатья Саи Бабы, действительно довольно часто случаются измененные состояния сознания, они становятся свидетелями невероятных совпадений, они контактируют с Сатья Саи Бабой в сновидениях и медитациях, у некоторых открываются или обостряются паранормальные способности. Обычно все это интерпретируется как признаки божественности ССБ.

И вот будущий последователь ССБ стоит перед выбором: принимать или не принимать божественность ССБ? При этом важную роль могут играть слова ССБ о том, что в действительности ни один человек не в состоянии самостоятельно постичь божественную природу Аватара. Поэтому Сатья Саи Баба сам объявляет о себе как об Аватаре, что воспринимается его последователями как особая милость. Вот некоторые из его высказываний на этот счет. "Поэтому я учу тому, чтобы вы не делали никаких различий между именами Рамы, Кришны, Ишвары, Саи, так как это все Мои Имена. … В действительности вы не сможете понять природу Моей Реальности ни сегодня, ни после тысячи лет постоянной аскезы или тщательных исследований, даже если все человечество объединит свои усилия в этом. … Вам очень повезло, так как у вас есть возможность испытать блаженство от лицезрения Сарвадайвата Сварупа (формы, воплощающей все формы всех богов) непосредственно в этой жизни". (Выступление 17.05.1968 на первой Всемирной Конференции, Бомбей).

Для тех, кто сделал свой выбор и "убедился" в божественности Сатья Саи Бабы, встает теперь иная задача. Их дальнейшее духовное развитие связывается с развитием преданности Богу (в образе Сатья Саи Бабы) и поклонением. На этом этапе критическое мышление рассматривается как помеха, ум сравнивается с "бешеной обезьяной", и ставится задача утихомирить ум и даже "убить ум", полностью отказавшись от него и положившись исключительно на ощущения сердца, на преданность. В каком-то смысле можно сказать, что критическое мышление - это тяжелая ноша человеческого сознания. Отказ от него психологически может ощущаться как огромное облегчение, при том, что последователь ощущает непосредственную связь с Сатья Саи Бабой, который просит его ни о чем не заботиться и уверяет в своей божественной защите и заботе. Среди преданных Сатья Саи Бабы очень популярно его высказывание: "Я здесь - забудьте страх". Это может быть похоже на детское чувство свободы от ответственности и абсолютной родительской защиты.

Было бы крайне неуместно для новообращенного на этой стадии пытаться глубже исследовать феномен Сатья Саи Бабы, пытаясь получить документальные свидетельства его чудес, или изучать природу его паранормальных способностей. Фокус внимания новообращенного направляется на его собственный внутренний мир, который должен быть преобразован, трансформирован за счет любви к Сатья Саи Бабе. Окружающий мир представляется как отражение внутреннего мира. Поэтому все зло, которое вы видите в окружающем вас мире, все недостатки в других людях есть ничто иное, как проекции ваших собственных недостатков и того зла, которое у вас внутри. Любые склонности к критическому мышлению рассматриваются как проявления нераскрытого, неразвитого сердца и преувеличенного эго. Если мы принимаем, что ограниченный человеческий ум не может понять ССБ как Аватара, то мы должны больше доверять самому ССБ, чем нашему критическому мышлению.

Последователи ССБ часто используют следующую притчу, рассказанную ССБ, чтобы проиллюстрировать этот момент. «Однажды Кришна и Арджуна шли по дороге. Увидев в небе птицу, Кишна спросил Арджуну: «Не голубь ли это?» Тот ответил: «Да, это голубь». Тогда Он спросил Арджуну: «А может быть, это орел?» Арджуна поспешно ответил: «Да, это орел». «Нет, Арджуна, мне кажется, это ворона. Разве это не ворона?», - спросил Кришна, и Арджуна ответил: «Извини, это несомненно ворона». Тогда Кришна рассмеялся и пожурил Арджуну за то, что тот соглашается со всем, что бы Он ни сказал. На что Арджуна ответил: «Для меня Твои слова имеют гораздо большее значение, чем то, о чем свидетельствуют мои глаза. Ты можешь превратить это в ворону, в голубя или в орла, и поэтому, когда Ты говоришь, что это ворона, то так это и должно быть». Безоговорочная вера – вот секрет успеха на духовном пути». (Сатья Саи Говорит, т.1, С.-Пб, 1998 г., стр.14). Отсюда видно, как доверие к Сатья Саи Бабе становится верой и преданностью Богу, а попытки воспользоваться критическим мышлением квалифицируются как недостаток преданности. При этом преданность объявляется кратчайшим и самым эффективным путем достижения реализации, лежащей за пределами ума.

Какими же средствами достигается подавление критического мышления и поддержание его на предельно низком уровне? Рассмотрим некоторые примеры. Сатья Саи Баба часто говорит: "Любите мою неопределенность". Это звучит вполне современно, принимая во внимание такие концепции, существующие в науке, как теория относительности Эйнштейна или принцип неопределенности в квантовой физике. Однако элементарный здравый смысл подсказывает, что подобные концепции имеют объяснительную силу для вполне определенных областей микромира или космических процессов. Было бы крайне неразумно ссылаться на эти концепции и довольствоваться неопределенностью при заключении юридических договоров или определении курса самолета или корабля. В движении Сатья Саи Бабы эта фраза используется для того, чтобы объяснить почему, например, Сатья Саи Баба неожиданно меняет свои планы, почему обещает взять кого-то на интервью "завтра", а не берет. Эта же волшебная формула работает и для объяснения возможных нестыковок и противоречий в словах Сатья Саи Бабы. В результате преданные, сталкиваясь с подобными противоречиями или ошибками в его словах, стараются не выяснить причины противоречия, а рационализировать его для себя, то есть, приписать его собственным ошибкам восприятия, необъяснимым божественным лилам или наличию скрытого смысла в словах.

В качестве характерного примера можно рассмотреть эпизод, который произошел во время последнего праздника Махашиваратри в 2004 г. в ашраме Прашанти Нилаям. Во время этих праздников все преданные ожидают священного чуда от Сатья Саи Бабы - рождение лингама. Считается, что лингам яйцевидной формы является символом космоса, и Сатья Саи Баба рождает его через рот. Несколько раз Сатья Саи Баба говорил, что те преданные, кто увидит момент рождения лингама, получат освобождение. В 2004 г. в ашраме находилась съемочная группа Би-Би-Си, которая засняла этот процесс на видео пленку и включила его в свой документальный фильм "Секретный Свами". В фильме видно, что лингам не появился через рот, он появился из полотенца, которое Сатья Саи Баба поднес ко рту. После этого Сатья Саи Баба практически потерял сознание и был увезен в кресле-каталке с веранды мандира в свои комнаты. Через некоторое время он появился снова и обратился к своим преданным. Он объяснил, что пока он находился в комнатах он родил лингам весом в 3 (!) тонны, поэтому на его теле и лице отразилось некоторое напряжение.

Возникает вопрос: зачем надо было Сатья Саи Бабе говорить, что он родил лингам весом в 3 тонны? Почему не 3 кг, или хотя бы 30 кг? Разве Сатья Саи Баба не понимает, что у любого нормального человека возникнут вполне закономерные соображения: ни один стол не выдержит и не всякий пол выдержит объект размером с куриное яйцо и весом в 3 тонны. И из какого вещества с такой огромной плотностью состоит такой лингам? И с помощью какого подъемного крана его придется потом двигать? Вряд ли Сатья Саи Баба не отдавал себе отчета, что подобные мысли должны были пронестись в головах его последователей. Может быть, это действительно был тест на преданность в противовес критическому мышлению, подобно тому, что мы видим в истории про Кришну и Арджуну ? Те, в ком сила преданности способна подавить критическое мышление, те останутся верны, и после такого испытания уже ничто не заставит их отречься от Сатья Саи Бабы.

Примечание 1.
Стоит отметить, что когда эта речь Сатья Саи Бабы (18.02.2004 г.) была опубликована и выставлена в Интернете, в ней этих слов не оказалось. Психологически это очень значимо. "Воспитательное" значение этой проверки на преданность нельзя недооценивать. Свой выбор преданные должны были сделать в очень специфической ситуации - это были те, кто считал себя свидетелями чуда рождения лингама. Эти люди были еще под воздействием многочасового напряженного ожидания, пения хвалебных гимнов (бхаджанов) и счастья от благополучного рождения чудесного лингама. Если бы преданные могли, так сказать, на трезвую голову, читать и перечитывать те слова, которые в действительности сказал Сатья Саи Баба, еще неизвестно какие бы мысли и сомнения пришли им на ум.

Примечание 2.
Во многих харизматических группах их руководители разыгрывают так называемые «три карты», которые являются обычными стратегиями психологического контроля в культах и сектах.
  1. Карта более высокого уровня. Ты недостаточно продвинутый (= развитый, духовный и т.д.), чтобы понять насколько я продвинутый (= развитый, духовный и т.д.), поэтому ты находишься на более низком (= менее божественном) уровне.
  2. Карта проекции. Критикуя меня, ты в действительности критикуешь самого себя, так как любая проблема, которую ты видишь во мне, есть ничто иное как проекция, или отражение твоей собственной проблемы.
  3. Карта искусного средства. То, что ты видишь как злоупотребление, это не злоупотребление и не недостатки, это особого рода обучение. Это парадоксальная мудрость, которая может казаться непосвященным сумасшествием. Это как коан в Дзэн буддизме. Это своеобразный тест.


Я надеюсь, что из вышеприведенной статьи можно увидеть, как разыгрываются эти три карты. Эти три карты могут оказаться последними барьерами и защитными механизмами, которые необходимо преодолеть, чтобы освободить свое мышление из узких культовых рамок.



(На главную страницу)

Hosted by uCoz